ГлавнаяНовостиБлог компанииРассказы PRO: Функциональное тестирование

Рассказы PRO: Функциональное тестирование

Мы пообщались со Светланой Чупикова, специалистом в области функционального тестирования. В ходе интервью мы обсудили весь процесс тестирования: от подготовки и разработки тестовой документации до анализа уже обнаруженных после релиза ошибок. Светлана рассказала о том, какие наиболее типичные ошибки допускаются при функциональном тестировании, как реагировать, если критический баг попал в прод и как оценить качество тестирования.

  1. Какие ключевые этапы включает процесс функционального тестирования, и почему они важны?

Функциональное тестирование включает в себя такие этапы, как:

  • Подготовка
  • Разработка тестовой документации
  • Тестирование 
  • Разработка итоговых тестовых артефактов

Каждый из этапов является важным, так как помогает повысить итоговое качество продукта, выпускаемого для пользователей. Однако, на проектах нередко встречаются случаи, когда второй и четвертый этапы пропускаются, либо выполняются в урезанном объеме. Обычно это связано со сжатыми сроками. В таких ситуациях команда должна правильно оценить все риски, а лиды проекта должны их принимать и понимать.

2. Как вы определяете, какие функциональные области требуют приоритетного тестирования?

На основе требований и выставленного ТЗ. Обычно, в этих документах четко прописаны основные функции продукта, их алгоритм работы и зависимости от смежных систем/продуктов. В первый и второй приоритет всегда попадает тот функционал, который отвечает за основной бизнес-процесс, целостность, доступность и полноту передаваемых/сохраняемых и используемых данных. В общем все то, что обеспечивает итоговую минимально-необходимую для пользователя/бизнеса ценность продукта.

3. Какие шаги вы предпринимаете, чтобы минимизировать пропуски функционала при тестировании?

Для начала, стоит отметить, что ручное функциональное тестирование никогда не покрывает функционал продукта на 100 процентов. На это не хватит ни времени, ни ресурсов. К тому же, это не имеет смысла. Чаще всего, на проекте изначально устанавливается процент покрытия тестами. А для того,  чтобы убедиться, что он соблюден, что не пропущены критические проверки ни на этапе подготовки кейсов, ни на этапе непосредственного тестирования, существуют различные стандартные техники тест-дизайна: карты переходов, матрицы принятия решений. Они позволяют еще на этапе проектирования Тестовой модели оценить процент покрытия и отследить закрытие функционала кейсами.

4. Какие наиболее типичные ошибки допускаются при функциональном тестировании?

Чаще всего – это несерьезный подход к разработке тестовой модели и тест-кейсов (на крайний случай чек-листов). Пропускается критический функционал – соответственно приезжают баги с прода.

Также можно отметить: спешку, невнимательность, нежелание разобраться до конца в требованиях и процессах. Тестирование – это не просто “тыкаю кнопочки”, тестирование – это о глубоком понимании бизнес-процессов, вникании в саму суть продукта и использовании уже наработанной экспертизы при последующих задачах.

5. Были ли случаи, когда тестирование прошло успешно, но критические баги всё же появились? Как вы с этим справились?

Да были конечно. Разные ситуации случаются, а такие даже чаще, чем можно подумать. Справлялись непросто, но быстро. У всей команды (ну или у большей части) в такой момент откладываются текущие задачи, и все дружно идут разбирать аварию в режиме созвона. Бывает, что приглашаются еще представители бизнеса и поддержки первой линии. Главное в такой ситуации, не паниковать, а мобилизовать внутренние ресурсы и выйти из нее победителями.

6. Как вы работаете с пропущенными багами, которые выявляются уже после релиза?

Собираем у пользователей описания их действий, которые привели к ошибкам. Собираем у поддержки логи с боя. Анализируем возможные причины возникновения багов. Часто в этом процессе участвуют все кадровые единицы команды – аналитик, разработчик, тестировщик. Потом мы стараемся на одном из контуров воспроизвести проблему. Бывает так, что на контуре все отрабатывает корректно, а вот в проде нет. В этом случае, привлекается поддержка, для воспроизведения ошибок в режиме онлайн на контуре прода, с отслеживанием и разбором логов. Ну а дальше по стандарту: фикс и ретест с последующей выкаткой.

7. Какие лучшие практики вы используете при функциональном тестировании?

Любая практика хороша – главное применять в конкретном случае наиболее подходящую. Ну а если серьезно, то это, конечно, позитивное и негативное тестирование. Обязательно к использованию – регрессионное тестирование. Да и без бизнес-тестирования вот совсем никуда. 

8. Какие метрики или показатели вы используете для оценки качества тестирования?

Если говорить о личном использовании для самостоятельного контроля – это в первую очередь процент покрытия кейсами. Еще используются метрики по дефектам (соотношение дефектов теста к проду, критичность продовых дефектов и т.д.). Но эти показатели собирает и анализирует не сам тестировщик, а QA-лид.

 

ИСТОРИЯ КОМПАНИИ
ХОТИТЕ БОЛЬШЕ УЗНАТЬ О CENTICORE GROUP?
Подробнее
Попробовать снова
Попробовать снова
Попробовать снова
Хорошо
Хорошо