Рассказы PRO: UX-дизайн
В рамках недели UI/ UX- дизайна мы пообщались с ведущим UI/ UX-дизайнером Centicore Group Василием Сениным. Василий рассказал о тенденциях UX-дизайна, самых результативных методах исследования пользователей и о своих кейсах.
- Какие методы исследования пользователей вы используете для сбора информации перед началом проектирования интерфейса?
Самый универсальный метод – просто поговорить с собственником бизнеса, который хорошо знает свой продукт, или с экспертом определенного направления. В зависимости от проекта можно подключить фокус-группы в дальнейшем.
В процессе проектирования отличным дополнением будет применение следующих методов: контекстное интервью, привлечение к проектированию, древовидное тестирование, оценка предпочтений и лабораторное исследование. Результатом таких методов может быть, например, проработанный СJM, JTBD, site map, userflow, прототипы и wireframing сценариев. Это хорошая база перед началом разработки дизайна макетов и дальнейшим согласованием.
Так же есть очень классный процессный фреймворк Scrum, в котором и происходят все необходимые встречи в рамках спринта.
- Есть ли какие-то определенные методы или техники, которые вы применяете для внутреннего тестирования своих дизайн-идей, прежде чем представить их команде или клиенту?
Я бы выделил 3 метода, которыми пользуюсь:
1) Модерируемое юзабилити-тестирование — это метод, при котором пользователи выполняют задания, используя прототип или рабочую версию продукта, под наблюдением исследователя, который задает вопросы и собирает отзывы. Этот метод помогает проверить, насколько продукт удобен, понятен, эффективен и привлекателен для пользователей, а также выявить проблемы и возможности для улучшения.
2) Эвристическая оценка — это метод, при котором эксперты по юзабилити оценивают продукт по определенным критериям или эвристикам, таким как простота использования, согласованность, обратная связь, гибкость и т.д. Этот метод помогает выявить нарушения юзабилити и дать рекомендации по их исправлению.
3) Совместное проектирование — это метод, при котором пользователи участвуют в создании концепции или прототипа продукта, используя различные техники, такие как скетчинг, карточки, стикеры, коллажи и т.д. Этот метод помогает вовлечь пользователей в процесс разработки, узнать их идеи, ожидания и представления о продукте, а также проверить их реакцию на разные варианты дизайна
Существует также более “душный” метод, как по мне, но он помогает измерить ключевые показатели, такие как NPS, CSAT, SUS и т.д. Опрос-перехват в продукте — это метод, при котором пользователи получают короткий опросник во время или после использования продукта, в котором задаются вопросы о их опыте, удовлетворенности, проблемах и пожеланиях.
- Какие тенденции в UX-дизайне привлекают ваше внимание? Интегрируете ли вы их в свою работу?
Можно выделить тенденцию персонализации. Опыт, построенный на основе поведения пользователя и его привычек — главный тренд в современном UX. Примером такого интерфейса может послужить киносервис Netflix, алгоритмы которого предлагают клиенту контент на основе анализа просмотров и предпочтений.
Дополнительно я бы особенно выделил ИИ, который активно развивается и используется многими компании и специалистами различных направлений от создания картинок и заканчивая алгоритмами и написанием кода. Для себя в рамках идей для креатива иногда помогает midjourney, а для брейншторма ChatGPT и аналоги.
- Расскажите о проекте, где вы сталкивались с необычными или сложными запросами от заказчика. Как удалось решить такие запросы?
Каждый проект по своему уникален. Есть очень большой и интересный сервис, над которым ведется работа в данный момент. Если кратко, он связан с работой взаимодействия между заказчиком и подрядными организациями. Мы обновляем старую систему, по которой определенное кол-во специалистов работали долгое время, каждый в своей зоне ответственности. Вследствие этого, чтобы учесть все детали по улучшению функционала, ты как Шерлок вместе с командой погружаешься в каждый раздел и собираешь по ниточкам общую картину того, как все должно работать, и что нужно улучшить.
Например, очень интересно было работать с формульным редактором расчетов параметров для оценки подрядчика. Получился своего рода отдельный инструмент со своей оригинальной механикой управления. Когда создается что-то новое, это всегда увлекает и захватывает.
- Как часто совпадают бизнес-цели проекта и потребности пользователей? Что вы делаете, чтобы найти между ними баланс?
Зачастую клиентоориентированный дизайн оптимален для старта небольших компаний и по мере роста далее идет уклон к развитию имиджа бренда, делая его более респектабельным и заслуживающим доверия в глазах как партнеров, так и клиентов. Со стороны дизайна это может быть например добавление премиальных стилей и услуг.
Любой бизнес должен построить две одинаково прочных опоры: одну для поддержки компании, а другую – для поддержки потребителей. Для компании важно понимать свою миссию, цели и свой продукт, не забывая хорошо чувствовать свою аудиторию, проводить анализ, дорабатывать продукт и развивать клиентскую базу.
Выделяют еще важную третью опору, которая связывает бизнес и клиентов – это уникальное торговое предложение (УТП). Благодаря дизайну можно подчеркнуть его преимущества и представить в наилучшем свете.
Да, поддерживать все опоры в равной степени непросто. Баланс может время от времени меняться. Важно понимать, к какой опоре нужно обращаться в данный момент. Для этого необходимо протестировать продукт и найти слабые места. Возможно понадобится редизайн, улучшение UX или визуальное обновление торгового предложения. Самым важным является понимание того, что требует доработки и куда следует направить усилия, чтобы сохранить стабильность всей конструкции.
- Какие метрики для вас наиболее важны при оценке качества интерфейса?
Все метрики по своему важны. Их можно разбить на два типа UX-метрик: поведенческие и отношенческие.Отношенческие фокусируются на том, что пользователи думают о вашем продукте, в то время как поведенческие – на их непосредственных взаимодействиях с ним.
К поведенческим относят количественные показатели, выраженные в конкретных цифрах (pageviews, время отклика, число уникальных активных пользователей за неделю, индексы успешных и неуспешных действий пользователем и тп.). Их легко отследить в веб-аналитике и аналитике приложений, а также через исследования, такие как наблюдения, A/B-тестирования, ай-трекинг, юзабилити-тесты.
Но для более полной картины, чтобы понять, почему получились именно такие цифры, существуют отношенческие метрики. Такие как
System Usability Scale (SUS), CSAT, эмоциональный рейтинг, юзабилити, NPS. В основном все это опросы, интервью и кнопки-виджеты, которые мы использовали в одном гос проекте. А какую метрику важнее использовать для оценки качества интерфейса – это зависит от возможностей компании и самого проекта на самом деле.
- Приходится ли в ходе разработки отказываться от определенных дизайн решений, которые сложны для реализации технически? Возможно ли переубедить команду разработки и оставить задуманный дизайн интерфейса?
Хороший вопрос. Как правило, необходимо исключать такие вещи на этапе согласования макетов и понимать базовые принципы верстки и кода. Как связующее звено, мне очень важно, чтобы и заказчик, и разработка были в тандеме и мы обоюдно решали вопросы реализации и срок на их выполнение. Так что это всегда компромисс ,и зачастую в сторону разработки. Но не всегда:))
- Какие тренды в мире UX дизайна вы считаете наиболее важными?
В рамках UX я бы выделил тенденцию – персонализация (Contextual Personalization). Потребители сегодня более разборчивы, чем когда-либо прежде, и требуют опыта, адаптированного к их уникальным предпочтениям и потребностям. Универсального подхода уже недостаточно. Чтобы добиться успеха, продукты и услуги должны быть адаптированы для каждого пользователя.
Например такие платформы, как Netflix и Instagram, уже предлагают тщательно подобранные рекомендации, предложения по покупкам и готовые плейлисты, а тенденция адаптации пользовательского опыта усилилась.
UX-дизайнеры теперь сосредотачиваются на создании значимого опыта, а не просто на повышении удовлетворенности клиентов. Поскольку технологии продолжают развиваться, UX-сообщество, я думаю, должно установить более строгие границы и этические подходы, чтобы обеспечить целостное взаимодействие с пользователями.
- Какие проекты или дизайн-концепции вас в последнее время впечатлили или вдохновили?
На самом деле очень вдохновляют нестандартные и крупные проекты, над которыми мне посчастливилось поработать в области моделирования карт и управлением полетными заданиями для БПЛА и др. Вдохновляют проекты, направленные на улучшение окружающей среды и в целом экосистемы и безопасности. Я считаю, что это круто и важно в наше время.